КБ Южное. Циклон-4М обретает форму
После распада украинско-бразильского предприятия украинское космическое агентство GKAU поручило КБ Южное поиск новой базы для Циклона-4.
Разработчики изучали возможность размещения ракеты в Канаде, в отличие от плана 1990-х годов по размещению российской облегченной ракеты-носителя в Черчилле, Манитоба.
1 сентября 2016 года Украинское космическое агентство официально разрешило КБ «Южное», которое недавно использовали для предвыбороного пиара https://yuzhnoye.com.ua/kb-yuzhnoe-ispolzovali-dlya-predvybornogo-piara, приступить к созданию совместного предприятия по ракете «Циклон-4» в Северной Америке.
Однако, чтобы приспособить «Циклон-4» к его новой роли в новой экономической и политической среде, «Циклон-4» был радикально переработан. Первоначальная разгонная ступень ракеты диаметром 3 метра, унаследованная от советских пусковых установок Циклон-2 и -3 и баллистической ракеты Р-36, была заменена на производимые Зенитом и Антаресом калибры 3,9 метра. и с использованием нетоксичного ракетного топлива.
Неслучайно новый диаметр первой ступени точно соответствовал калибру верхней ступени, разработанной для старого «Циклона-4». Эта новая комбинация стала основой новой архитектуры, получившей название Циклон-4М, хотя ракета больше напоминала Зенит, чем Циклон.
7 марта 2017 года украинские инженеры провели презентацию концептуальной ракеты «Циклон-4М» на закрытом заседании в Днепропетровске. Как сообщается, работа над проектом была делегирована группе во главе с сыном генерального конструктора КБ «Южное», который ранее руководил успешной работой над «Антаресом».
При сохранении диаметра 3,9 метра, унаследованного от «Зенита» и «Антареса», новый ускоритель первой ступени 39-метрового «Циклон-4М» будет короче, чтобы оптимизировать его для новой роли. Согласно первоначальным планам, первая ступень новой ракеты должна была приводиться в движение четырьмя модифицированными двигателями РД-120, позаимствованными у второй ступени «Зенита» и заменяющими российскую двигательную установку РД-171 на первой ступени «Зенита».
В отличие от статического положения на второй ступени «Зенита», два из четырех главных двигателей будут прикреплены к первой ступени будущего Циклон-4М через специальный карданный механизм, что позволит паре немного отклоняться от вертикальной оси и, таким образом, управлять ракетой в полете.
Вторая ступень для «Циклон-4М» будет заимствована у «старой» третьей ступени ракеты-носителя «Циклон-4». Он будет использовать гиперголическое (или хранимое) топливо. Хотя оба его компонента токсичны, они снимают все временные ограничения, связанные с легкостью испарения криогенного топлива. В результате разгонный блок можно перезапускать несколько раз.